Страницы

среда, 17 августа 2011 г.

центры ниокр

Как любой человек, который работал внутри большой компании, я сторонник вывода многих функций на аутсорс. В последнее время я много занимаюсь исследованиями темы аутсорсного R&D, ищу интересные лаборатории внутри РАН, ищу заказчиков для проведения R&D на базе существующих лабораторий, либо пытаюсь свести интересные стартапы с заказчиками, которые могут быть заинтересованы в технологиях, которые у стартапов есть.
Столкнулся на днях с интересной статьей в Юнове: Где искать инновации?
Идея в том, что искать новые технологии и развивать свои инновации можно несколькими способами:
  1. Развивать свой собственный НИОКР - через свои научно-исследовательские центры и лаборатории.
  2. Покупать стартапы либо лаборатории, либо коллективы разработчиков (в пост-советское время это часто было в виде покупки либо отраслевого НИИ, либо НИИ РАН)
  3. Пишут, что можно работать через корпоративный венчурный фонд, он же кэптивный, т.е являющийся подразделением какой-либо компании, в отличие от коллективного, т.е. созданного в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) и основным инвестором которого выступает не крупный холдинг или корпорация, а частные вкладчики. Получается п.2, только в виде непрямой инвестиции.
Начнем с п.3, как самого непонятного для меня:
Андрея Введенский, директор департамента программ и проектов Российской венчурной компании, пишет о том, что «в России корпоративный венчур в последние годы скорее приобретает форму непрямых инвестиций через фонд». Достаточно упомянуть фонды Coral Capital Management при АФК «Система», "Русские Технологии" при "Альфа-Групп", венчурный фонд "Группа Онэксим", Intel Capital, Cisco Capital, Oradell Capital при IBS, посевной фонд Microsoft, Softline Venture Partners, недавнюю новость о запуске «Газпром Венчур» и т.п. Есть также совсем небольшие кэптивные фонды, например, «Синергия Инновации» — российский венчурный фонд, входящий в холдинг МФПУ.
Тем не менее, большая часть компаний предпочитают п.1. Связано это прежде всего с тем, что внешние компании, стартапы, лаборатории и т.д. не могу предложить продукт надлежащего качества. Цитируем слова Элины Ставинской из "Яндекса": "Найти снаружи людей, чьи компетенции и наработки соответствовали бы нашим запросам, довольно непросто. Крупным компаниям действительно хотелось бы находить технологии, разработанные другими людьми. Многие уже совершают первые шаги в направлении рынка, смотрят стартапы. Но – по крайней мере на российском рынке – пока состояние проектов, которые называют себя стартапами, довольно плачевное". Кстати многие компании привлекают государственные средства (при содействие РОСНАНО и РВК).
Также необходимо заметить, что инновации пока слабо востребованы крупным бизнесом. Про мелкий мы молчим, потому что знаем, что мелкий и в какой-то мере средний бизнес редко бывает потребителем прорывных продуктов.
Павел Черкашин, который покинул Майкрософт недавно, известный как инвестор в Твигл и ныне серьезный специалист в области инвестиций в интернет-проекты говорит, что с развитием венчурный индустрии крупный бизнес обязательно придет к аутсорсингу инноваций. И необходимо ждать, когда они начнут рыскать по рынку в поисках интересных проектов.
А мы будем уже готовы с экспертизой того, что есть на рынке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий