понедельник, 8 июля 2013 г.

Что делать, когда ваш стартап уже немного вырос

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются предприниматели, чей проект благополучно преодолел все проблемы становления и вышел на стадию роста — как эффективно построить работу, чтобы проект продолжал расти, ведь управление маленькой компанией кардинально отличается от совместной работы двух-десяти человек. Очень хорошая статья на эту тему вышла в firrma.ru за авторством Руслана Синицкого, со-основателя проекта Jelastic (http://www.firrma.ru/data/blog/1633/).
Не могу не удержаться, чтобы не повторить его идеи.


1. Формализация разработки. Может быть, вы уже используете ту или иную методику (Scrum, Kanban и тд), если нет, то стоит задуматься о ее внедрении. После того, как она будет внедрена, необходимо выделить отдельного человека, который будет формализовывать разработку. Это, скорее всего, добавит бюрократизма, но позволит вам контролировать процесс и понимать что происходит с вашим продуктом в тот или иной конкретный период времени.
2.  Контроль за финансами. На начальной стадии контроль за финансами не настолько сложен, чтобы фаундеры не могли с ним не справиться. Тем не менее, с развитием продукта, с появлением входящего денежного потока и набором дополнительного персонала вам необходимо будет понимание того, как и куда эти деньги тратить, понять какие налоги и на каком основании платить, а также определить ставки заработной платы для сотрудников и принципы ее формирования. Очень часто бухгалтер, которого вы найдете за приемлемые для вас деньги, ничего в этом не будет понимать, а хороший финансовый директор стоит дорого, поэтому лучшим решением этого вопроса была бы работа с ментором, сведущим в этой области, либо получение консультаций у ваших инвесторов. Если такого за бесплатно вы найти не сможете, готовьтесь тратиться на необходимые для вас консультации.
3. Метрики. Даже если ваш продукт растет в соответствии с вашими ожиданиями и прогнозами, не стоит ослаблять контроль за метриками. Только они дадут вам знак, что что-то начинает идти не так, либо не туда.
4. Юридические вопросы. Чем дальше вы идете, чем чаще у вас будут возникать юридические вопросы, которые лучше доверить специалисту. Идеальным вариантом будет сотрудничество с вашими инвесторами, если у них есть юридическая служба, либо внешний юрист, имеющий опыт работы с начинающими небольшими компаниями; если нет, необходимо озаботиться поиском такового.
5. Коммуникации в компании. На начальном этапе вам вполне может хватать личной почты и скайпа, но с ростом количества сотрудников понадобится более развитая система внутреннего взаимодействия и трекинга разработки ПО. Поначалу это будет Гугл Докс, а потом будет необходимо найти более совершенную систему, удовлетворяющую вашим потребностям, как с точки зрения контроля за исполнением задач, так и работы с вашими клиентами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий